В Воронеже покажут работы Коровина, Юона, Кончаловского из ярославского собрания.

0

«За красной чертой»/ Выставка живописных работ из собрания Ярославского художественного музея/ 17 апреля-24 мая

Mashkov_naturmort

Машков И. И. Натюрморт с фарфоровой фигуркой. 1922.

 

C 17 апреля по 24 мая в выставочном зале Воронежского областного художественного музея им. И. Н. Крамского пройдет выставка «За красной чертой», на которой представлены произведения русских живописцев первой половины XX века из собрания Ярославского художественного музея.

В экспозиции представлено 40 живописных работ 1920-х – 1950-х годов из собрания Ярославского художественного музея, 22 их них экспонируются впервые. На выставке посетители смогут увидеть работы «голуборозовцев»П. Кузнецова, А. Арапова и Н. Ульянова; «бубнововалетовцев» Р. Фалька, И. Машкова, П. Кончаловского, В. Рождественского, А. Куприна, А. Осьмеркина; «русских импрессионистов» К. Коровина, К. Юона, А. Рылова; баталиста Н. Самокиша и других. Все они имели успех и признание публики и критики, участвовали в крупных творческих объединениях и выставках начала XX века, их работы стали хрестоматийными для истории русского искусства. Творчество этих мастеров в советский период менее известно широкому зрителю.

Октябрьская революция 1917 года не только разделила жизнь страны на «до» и «после», но и красной чертой прошла по судьбам людей, нередко круто изменив их. В истории русской живописи наступление новой эры социализма сказалось, конечно же, не сразу. Зрелые художники со сложившейся авторской манерой, стилем не могли, да и не хотели за короткий срок кардинально поменять свое творчество.

Важнейшим в первые годы советской власти для развития искусства стал вопрос «художник и власть». Оставшись без частных заказов, в условиях «огосударствления» всех сторон жизни общества, деятели искусства должны были решить для себя не простой вопрос о поддержке или неприятии новой власти. Кто-то радостно приветствовал перемены, создавая произведения явно политической направленности, выполняя идеологический заказ государства, кто-то уезжал в эмиграцию, кто-то ушел от активной выставочной деятельности и искал себя в театре, кинематографе, педагогике, музейном деле, оставив занятия станковой живописью лишь для собственного удовольствия. Многие художники со временем приспособились к диктату государства и создавали «идеологически верные» картины, при этом особо работая для себя, для узкого круга друзей и единомышленников, не выставляя публично эти произведения.

В целом, характеризуя творчество художников старшего поколения в 1920-х – 1950-х годах, мы можем говорить о постепенном приходе их к реализму в разных его проявлениях: символическом, романтическом и, наконец, официальном «социалистическом».

Выставка Ярославского художественного музея «За красной чертой» заставляет  задуматься о развитии русского искусства в сложную послереволюционную эпоху.

А_К_Коровин_Натюрморт_с_селёдкой_1923-1939_ЯХМ

А_К_Коровин_Натюрморт_с_селёдкой_1923-1939_ЯХМ

 

Коровин К. А. Натюрморт с селедкой. Вторая половина 1920-х первая половина 1930-х.

Коровин К. А. Натюрморт с селедкой. Вторая половина 1920-х первая половина 1930-х.

Юон К. Ф. Купола и ласточки. 1921-1922.

Юон К. Ф. Купола и ласточки. 1921-1922.

Выставка продлится до 24 мая. Стоимость входного билета: 50 -100 руб.

 

Об авторе

Оставить комментарий